История Центра
 


Ретроспектива

Предыдущая страница

ЕС1060-66

1985 год ознаменовался расширением существовавшей структуры ВЦ до регионального межвузовского информационно-вычислительного центра (РИВЦ) и установкой более совершенной вычислительной техники (ЭВМ ЕС1060 и ЕС1066).

Сохранились две схемы «Состав программных средств РИВЦ ВГУ» и «Состав технических средств РИВЦ ВГУ» к моменту запуска ЕС1066:


Состав программных средств РИВЦ ВГУ


«Состав технических средств РИВЦ ВГУ»

Начальником 60-66-той был назначен Десятов Юрий Михайлович.


Десятов Юрий Михайлович
(еще веселый, только собирается вступить в должность начальника ЭВМ)


Момент запуска тандема ЕС 1060-66
Задумчивый Квачев Анатолий Иванович и Десятов Юрий Михайлович представляют новую технику ректору ВГУ и проректорам.

От профессиональных съемок сдачи машин остались даже две цветные фотки: Сережа Лобанов за пультом 60-тки и Шура Шигин за пультом 66-той.


Лобанов Сережа на ЕС1060


Шигин Шура на ЕС1066

Тандем машин на первом этаже,
А классы на втором иль третьем даже!
Вот смена загрузила ОС уже,
А JEC висит и живости не кажет!

Работать чтоб на технике такой,
Нужны сплошные профессионалы!
Они своею светлой головой
Записаны в истории анналы!

Ниже мы видим наших совсем еще молодых новых начальников: Ландсберга и Пекуровского. Это рабочие моменты сдачи ЕС 1060-66. В связи с важностью этого момента для Университета здесь присутствовал и тогдашний ректор ВГУ Беликов.И вообще эти годы были для ВЦ наиболее благоприятными. Может быть и потому, что Сергей Евгеньевич отвечал в это время за компьютеризацию всего университета.


Ландсберг С.Е. с ректором Беликовым


Пекуровский В.В. в машинном зале ЕС1060-1066


А это просто рабочий снимок – Беляев Володя и Толстопятова Дина


Ярошенко Сергей в гермозоне ставит магнитную ленту

Ниже в виде экспоната этих лет представлена статья из областной газеты «Коммуна» за 5 июня 1985 года. В ней размещено интервью с начальником центра Ландсбергом С.Е., в котором он рассказывает о работе вычислительного центра и делится планами на будущее.

Школьная реформа в действии
(газета Коммуна за 5 июня 1985 г.)

На снимке:
сменный инженер-программист В.Л. Дмитрук и старший математик В.Б. Малюгин
контролируют прохождение потока заданий обрабатываемых ЭВМ


Вклад ученых

За  последнее время в школах и других учебных заведениях создаются кабинеты вычислительной техники, вводится новый общеобразовательный предмет «Основы информатики и вычислительной техники», ведется подготовка и переподготовка учителей. Большие задачи здесь возлагаются на высшие учебные заведения и, в частности, на Воронежский государственный университет, где существует почти десятилетний опыт организации процесса обучения учащихся Воронежской средней школы № 58 и электромеханического техникума железнодорожного транспорта работе на ЭВМ с использованием алгоритмических языков современного уровня.

Наш корреспондент обратился к заместителю проректора по научной работе ВГУ Сергею Евгеньевичу Ландсбергу с просьбой подробнее рассказать о работе ИВЦ, о помощи ученых педагогическим коллективам школ в связи с реализацией реформы.

– Прежде всего, – начал беседу Сергей Евгеньевич, – необходимо рассказать о том, что представляет собой наш вычислительный центр, отметивший в прошлом году свое двадцатипятилетие. Его организация осуществлена в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР, которое предусматривало создание сети вычислительных центров в наиболее крупных вузах страны, располагающих высококвалифицированными кадрами и осуществляющих подготовку специалистов по прикладной математике и вычислительной технике. Организации ВЦ в нашем университете благоприятствовало, с одной стороны, наличие подготовки на его факультетах специалистов по физико-математическим дисциплинам; кафедр, научно-педагогическая деятельность которых уже в то время требовала использования вычислительной техники. С другой стороны – это был период начала интенсивного внедрения ЭВМ в различных отраслях народного хозяйства, поиска сфер их эффективного применения. А для этого необходимы были специалисты, владеющие данной техникой и методами ее использования.

Вычислительный центр начинался с единственной ЭВМ «Урал-1» с быстродействием 100 операций в секунду – первой отечественной серийной вычислительной машиной. Имелся ряд малых аналоговых вычислительных машин. Программное обеспечение к ЭВМ не придавалось и все вычислительные центры буквально начинали свою работу с «нуля». Позже центр пополнился рядом современных вычислительных машин.

Вместе с ростом его производственной мощности улучшались и показатели эффективности ЭВМ. Сейчас у нас эксплуатируется пять ЭВМ (в том числе три машины серии ЕС, включая введенную в эксплуатацию в 1984 году высокопроизводительную ЭВМ ЕС1060). Изменилась организационная форма работы ВЦ: на его учебно-производственной базе создан информационно-вычислительный центр (ИВЦ) как структурное подразделение университета, в то время как на ВЦ возложены функции научного подразделения.

Математические возможности современных ЭВМ открывают широкие перспективы способов их использования. Сейчас в ИВЦ ведутся работы по расширению возможности их применения в направлении создания многопроцессорных и многомашинных комплексов. Внедрены и широко используются алгоритмические языки высокого уровня и средства отладки, существенно повышающие производительность труда программистов. Разработаны технические средства и проблемно-ориентированные языки, позволяющие значительно расширить круг пользователей ЭВМ и обеспечить доступ ко всей мощи вычислительных средств специалистов различных отраслей науки и техники. В состав математического обеспечения ЭВМ включены средства телеобработки данных, находящие применение для использования ЭВМ в режиме диалога «человека-машины», а также в управлении производством. Широкие перспективы открываются с созданием гибридных многомашинных систем с использованием мини- и микро- ЭВМ и видеотерминальной техники.

– Каковы основные задачи ИВЦ?

– Главное состоит в обеспечении вычислительной техникой учебной работы студентов, научно-исследовательской работы кафедр и научных подразделений ВГУ, решение задач информационного обеспечения в системе АСУ-вуз, выполнение собственных госбюджетных и хоздоговорных научно-исследовательских и вычислительных работ по заказам-нарядам министерства и договорам с организациями отраслей промышленности. Вычислительной техникой в последние годы стали обеспечиваться в подразделения университета, но наиболее высокопроизводительные ЭВМ сосредоточены в рамках ИВЦ.

Рост математической культуры в различных сферах деятельности ученых и студентов университета характеризуется непрерывным ростом их потребности в использовании ЭВМ. Сейчас услугами ИВЦ ежегодно пользуются до 300 преподавателей и инженерно-технических работников и более 2,5 тысячи студентов и аспирантов. При эксплуатации ЭВМ в круглосуточном режиме четкость организации вычислительных работ при больших потоках пользователей требует наличия в структуре ИВЦ планово-диспетчерской службы, вооруженной специальными программными средствами планирования и учета машинного времени в оперативном режиме.

Кроме того, университет есть университет. В нем осуществляется подготовка специалистов самого различного профиля. И каждому требуется свое (в смысле программного обеспечения). Поэтому в нашем ИВЦ предъявлены особые требования к работам по формированию программного обеспечения ЭВМ, которое обязано удовлетворить необходимые запросы.

– Несколько слов о коллективе.

– Коллектив нашего вычислительного центра формировался в процессе его становления и развития и включает в себя, главным образом, специалистов по прикладной математике, радиоэлектронике и вычислительной технике, т.е. тех, на кого возлагаются функции как технического и оперативного обслуживания ЭВМ, так и разработки, внедрения и эксплуатации математического обеспечения ЭВМ. Более четверти века успешно трудятся у нас, передавая свой опыт молодежи, ветераны труда, рабочие высокой квалификации В.А. Кисиль и Е.С. Борзаков, начальник ЭВМ С.М. Толстов, старший научный сотрудник А.С. Сивков. Ведущими специалистами являются старшие математики Л.Г. Кулапин, В.Б. Малюгин, В.С. Ростовцев, старший инженер-электронщик И.К. Астанин.

– Сергей Евгеньевич, и наконец последний вопрос: в чем конкретно выражается связь ИВЦ со школой № 58?

– Практический опыт показывает, что изучение программирования и алгоритмических языков эффективно лишь при непосредственном использовании ЭВМ в процессе обучения. В связи с этим при всей неотложности компьютерного всеобуча он должен быть обеспечен прежде всего материальной базой в виде соответствующих аппаратных и программных средств и учебно-методических пособий. Исходя из этого, университет не только предоставил в распоряжение нашей базовой Воронежской средней школы № 58 имеющуюся в ИВЦ вычислительную технику (а в ближайшее время передаст и диалоговую систему на базе дисплейной техники), но и оборудовал непосредственно в школе специальный класс. Сейчас в этом классе есть ЭКВМ «Искра» и программируемые микрокалькуляторы типа «БЗ-34». В 1987 году в нем будет развернут дисплейный класс на базе ЭВМ «Электроника 60-1». Нашими сотрудниками сдано в печать три методических пособия, два из которых предназначены для обучения работе с программируемым калькулятором учеников восьмых-десятых классов.

В течение многих лет в университете преподавателями физического, математического факультетов и факультета прикладной математики и механики ведется переподготовка преподавателей школ. В настоящее время эта переподготовка осуществляется в соответствии с требованиями школьной реформы по программе Министерства просвещения РСФСР

На снимке:
старший инженер-электронщик В.И. Беляев
за пультом электронно-вычислительной машины «ЕС1060»


Беседу вела Э. Носырева
5 июня 1985 года

Подробнее

Ниже помещено стихотворение Сивкова А.С., характеризующее ВЦ этого времени:

ХРОНИКА ВЦ (1986)

Январь

Начинается не зря
Год рабочий с января.
На ВЦ все могут. Но...
Год начался хлопотно:

Сводки и запросы,
В данных перекосы,
Довели до пота
Сроки и отчеты.

На ЕС работы тьма:
С дисками запарка,
На дворе давно зима,
А у пульта жарко.

Молодежь сугробам рада,
В лес на лыжах мчится,
В зимнюю спартакиаду
Хочет отличиться:

В многоборье и в ходьбе,
В теннис, шахматной борьбе,
Даже в волейболе
И в стрельбе, тем более.

А вахтеры-скромники,
Мудрецы-садовники,
Заявили: дескать мы –
Лыжники-надомники!

А спецы-сверхсрочники,
Рыбаки-заочники
На лыжне резвились
И не развалились.

Коллективом поднажали,
Поиграли, пробежали,
Поболели, постреляли,
И 2-е место взяли.

Февраль

Дул февраль в холодные подъезды,
Снежными зарядами стреляя.
В эти дни в Москве с трибуны съезда,
Весь народ советский вдохновляя,
Прозвучали важные решения
О путях прогресса, ускорения.

Решительно и смело
Беремся мы за дело,
И чуть не половина
Выходит на дружину.
Дружинники-водители
Хмельных до вытрезвителя.

Да и к лыжному походу
Был проявлен интерес,
Встретил ясною погодой
Веневитиновский лес:
Весь искрился, привечая,
И бодрил нас крепким "чаем".

Март
– Ну, как дела?
– Дела – на-во!
Кулапин защитился.
– От кого?

У Нины Петровны весенний настрой
И платье в нарциссах-цветочках,
Лежат на столе документы горой,
И Леночка выглядит точно герой,
И всюду – мимозы в горшочках.
И птички, когда наступает рассвет,
Щебечут веселую арию.
Природой самой был подсказан ответ,
И шеф по-секрету открыл нам секрет:
Шкафы привезут в канцелярию.

Апрель

В апреле на центре вдруг стало теплей,
И радостней, и веселее:
У Нины Петровны большой юбилей,
Но больше – цветов к юбилею.

А сердце волненье ее выдает...
Взаимностью ей отвечая,
Упились мы все за здоровье ее
И крепким, и марочным "чаем".

Май

Голубые облака,
Рядом Усманка река,
Всем запомнился надолго
Турпоход до Маклока.

Дружно вышли на маевку
С Пекуровским во главе,
И спортивную обновку
Обкатали на траве.

В мае снова отличился
Санитарный наш отряд.
Шеф успеху восхитился,
И Шишов безумно рад.

Девушки фортовые,
Шустрые, толковые,
Гимнастерки новые,
Сапоги кирзовые,

Хитрые, бедовые,
Очи бирюзовые.
Командир дружинниц наших –
Бородулина Наташа!


Июнь

Профактив сияет, радость на лице:
Столько садоводов стало на ВЦ!
Пятерым счастливцам крепко помогли
Получить участок бросовой земли.

Садик, огородик, дача и забор,
Шустрая речушка и сосновый бор,
Будет где ребятам летом отдыхать,
Ну, а прежде надо строить и пахать.

Июнь. Экзамены, зачеты,
Бурлит студентов контингент,
И у АСУ-шников забота
Сработать "Абитуриент".

Успешно был решен вопрос,
Лишь перейдя от ДОСа к ОС.
И хорошо пошли дела...
Надежда нас не подвела. (Иконина)

Июль

Любит, братцы, Люба!
Любо, братцы, жить!
Девушек на выданьи
Не надо сторожить.

Вышла замуж Люба!
Любо Любе жить,
И с любимым мужем
Не приходится тужить.

Любочкой Поповой
Люба нареклась,
Вон и у Бочковой
Дочурка родилась.

Я в колхозе июль-месяц пробыла,
Там миленочка от скуки завела.
Спит в посадке мой соколик молодой,
Разбужу его студеною водой.

Ты возьми, дружок, напильники,
Наточи мне тяпку, миленький.
Хорошо взошла свеколочка,
Топай, милый, на прополочку!

Август

Август – время отпусков
У заядлых рыбаков.
На Дону Квачев, Кулапин
Жарят крупных судаков.

По душе Квачеву Толе
Это чудное раздолье.
Отдыхая между дел,
Ежевику ложкой ел,

Рот портвейном полоскал
И хмельной змею ласкал.
Дону верная натура,
Их сменил Десятов Юра.

Ехать долго – не беда.
Полюбилась Арчеда.

Сентябрь

Первый раз – в 1-й класс,
Дня счастливей нет у нас!
В класс заходят новички –
Девочки, мальчишки,
На груди у них значки,
А в портфелях книжки,
И совсем-совсем не зря
В них учебник букваря.

Шум и гам детворы...
Удивляться бросьте!
Ведь они – школяры
И совсем не гости:
Подковыров Женя
И Семыкин Костя.

Октябрь

Задач отладку квартал мы ведем,
С утра до ночи заняты делами  
И с ужасом того момента ждем,
Когда из "Искры" возгорится пламя.
А возгорится, – шефу говорим, –
Мы тоже синим пламенем сгорим.

Ноябрь

Ноябрь. Сколько дел и забот за плечами!
Встречаем начало его кумачами.
Но хмурятся тучи и мокры дороги,
Ведь осень в разгаре, зима на пороге,

И, то ль с облегчением, то ли страданием
Ушли родивиловцы в красное здание,
А шеф, чтоб усилить о том впечатленье,
Устроил великое переселенье.

Тесно в коридорах, на лестничной клетке:
Столы, перфокарты, шкафы, табуретки,
Какие-то книги, какие-то свертки,
Графины, тарелки, коробки, отвертки...

Попробуй в хаосе ужасном узнай-ка,
Чей стол, чьи бутылки и чья балалайка?
Когда накопилось? Откуда взялось?
Но все разместилось и все улеглось.

Лишь изредка к шефу зайдут посетители,
Крепко, надолго - его заместители,
Чаще, чем прежде, гриппоносители
И отгулов за прогулы просители.

Декабрь

Не до елки, не до тостов, –
Ой, как много дел! –
Месяц нас затюкал просто,
А точней – заел.

Не до елки и подарков,
Шеф спешить велел,
Дяде Феде стало жарко,
Значит заболел.

Елку детям мы достали,
Не подвел Парнас,
И немножечко устали,
Извините нас.

Следующая страница
Содержание